МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ И СПОРТУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
420045, г. Казань, ул. Н.Ершова, д.7, тел. 8 (843)-238-19-78, 236-16-63

Спорт Виды спорта Велосипедный спорт

Велосипедный спорт

Маунтинбайк (от англ. «mountain bike») гонки вне дорог на горных велосипедах.

В конце 70-х годов, новая форма велосипедных гонок несколько аналогичных цикло-кроссу начала развиваться в Калифорнии. В конструкцию велосипеда были добавлены мотоциклетные толстые шины и постепенно он развился в современный горный велосипед. Первый национальный чемпионат по горному велосипеду прошел в 1983 году в Соединенных Штатах. Первые Чемпионаты мира по горному велосипеду начали проводиться в 1987 году.

В 1990 году МТБ, как вид велоспорта, был признан Международным союзом велосипедистов (UCI). А в 1993 году, гонки по пересеченной местности на горных велосипедах (кросс-кантри) были приняты в программу олимпийских игр и дебютировали в 1996 году в Атланте.

Существует несколько видов горных велосипедов, каждый из них предназначен для различного типа гонок.

4 ТИПА ГОНОК:

КРОСС-КАНТРИ

Олимпийский кросс-кантри: XCO (олимпийская дисциплина)

Гонки по холмистой местности на кольцевой трассе в 5-9 км с включением лесных дорог, полей, грунтовых дорог, участков с гравием, а также значительным количеством подъемом и спусков. Мощеные или асфальтовые дороги не должны составлять 15% от общей протяженности трассы. Гонщики стартуют одной группой. В зависимости от категории гонка может занимать от 1 часа 45 минут до 2 часов 30 минут.

Марафонский кросс-кантри:XCM

Марафон – это удлиненная версия олимпийского кросс-кантри, дистанция составляет от 60 до 120 км. Специфика гонки заключается в том, что участие в соревнованиях могут принимать как профессионалы, так и любители вместе. Марафон обычно проводится в гористой местности. В отличие от олимпийского кросс-кантри гонщики марафона никогда не проходят одну и ту же точку дистанции дважды.

Кросс-кантри с выбыванием (Элиминатор): XCE

Трасса гонки Кросс-кантри Элиминатор должна составлять от 500м до 1000м и включать в себя естественные и/или искусственные препятствия. Препятствия, такие, как деревья, лестницы (вверх/вниз), резкие спуски, мосты или деревянные конструкции могут создать динамичную короткую гонку. Гоночные номера для главной гонки распределяются на основании результатов квалификационного раунда, стартовый номер 1 поучает победитель квалификационного раунда. Главная гонка включает в себя заезды с выбыванием.

Прочие дисциплины:

Кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого: XCP

Кросс-кантри по короткой кольцевой трассе: XCC (шорт трек)

Кросс-кантри гонка на время: XCT (гонка на время)

Кросс-кантри командная эстафета: XCR (командная эстафета)

Кросс-кантри многодневная гонка: XCS (многодневная гонка)

СКОРОСТНОЙ СПУСК: DH (DOWNHILL)

Индивидуальный скоростной спуск: DHI

Индивидуальное прохождение трассы в виде спуска с горы на время. Максимальная протяженность дистанции – 3,5 км, максимальная продолжительность гонки – 5 минут. Трасса скоростного спуска должна быть проложена по склону и может включать участки с различным рельефом: узкие и широкие отрезки, лесные дороги и тропы, участки с открытой местностью и скалистые участки. Трасса включает в себя как скоростные, так и технически сложные участки. Скорость достигает 80 км/ч у мужчин и 70 км/ч у женщин.

Cкоростной спуск марафон: DHM

Марафон по даунхиллу - даунхилл с массовым стартом.

ГОНКА 4-КРОСС (4Х)

Гонка с одновременным стартом четырех участников по одной и той же трассе. Характер данной гонки предусматривает возможность непреднамеренного контакта между участниками.Трасса проходит по умеренному спуску с постоянным уклоном и включает участки с резкими переходами, буграми, развороты с креном, насыпи, откосы, естественные плоские участки и другие препятствия. Время прохождения дистанции составляет от 30 до 60 секунд. Побеждает гонщик, первым пересекший линию финиша.

ГОНКА ЭНДУРО (END)

Гонка состоит из нескольких проходных и временных этапов (минимум 3 временных этапа). Трасса должна состоять из узких и широких участков, быстрых и медленных участков движения, на временных этапах трасса преимущественно идет на спуск. Участники соревнований проходят временные этапы, затем едут по проходному этапу на велосипеде или на любом другом техническом средстве к старту следующего временного этапа. Участники соревнований стартуют раздельно с 20-и секундным перерывом.

Результаты генеральной классификации подсчитываются путём суммирования времени прохождения всех временных этапов для каждого гонщика.

Велоспорт шоссе – это одна из дисциплин велоспорта, подразумевающая гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах.

Шоссейный велоспорт относится к летним видам спорта, сезон стартует ранней весной и заканчивается осенью. Наиболее престижные соревнования проходят в период с марта по октябрь.

Классификация соревновательных дисциплин по велоспорту-шоссе.

Существует 2 основных классификации велосипедных шоссейных соревнований:

1) многодневные и однодневные соревнования;

2) с групповым и раздельным стартом.

Групповая гонка (олимпийская дисциплина)

Гонщики стартуют все вместе в группе. 
Длина трассы может варьироваться (для чемпионата мира у мужчин элиты – приблизительно 260 км). Групповые гонки имеют несколько форматов: однодневные соревнования со стартом из одного места и финишем в другом (например, Париж-Рубе или Тур Фландрии) или по кругам (по таким правилам UCI проводит чемпионат мира) или многоэтапные многодневные гонки (такие как Тур де Франс, Джиро д’Италия или Вуэльта Испании). Максимальная протяженность Гранд туров составляет 3 500 км.

Индивидуальная гонка на время (олимпийская дисциплина)

Дистанция протяженностью 40-50 км для мужчин (такая трасса, к примеру, признана стандартом для Олимпийских игр и Чемпионатов мира). Гонщики стартуют с интервалом в 1-2 минуты. Победителем признается гонщик, преодолевший дистанцию с наименьшим временем.

Командная гонка на время

Принцип проведения гонки тот же самый, что и в индивидуальной гонке на время, но соревнования проходят между командами от 2 до 10 гонщиков. Начиная с 2012 года, данный вид включен в программу чемпионатов мира под эгидой UCI (5-6 гонщиков в команде). Участие могут принимать все команды, зарегистрированные в UCI: команды Мирового тура, проконтинентальные и континентальные команды, а также женские команды UCI.

Критериум

Этот вид шоссейной программы представляет собой гонку с определенным количеством промежуточных финишей, на которых разыгрываются призовые очки. Такие гонки необычайно зрелищны, т.к. проводятся в городах, на небольших по протяженности кругах и вся борьба за призовые очки происходит непосредственно на глазах у зрителей. Побеждает тот, кто наберет наибольшую сумму призовых очков на промежуточных финишах.

Каждый из этих видов по-своему интересен и увлекателен, у каждого есть свои адепты и болельщики. Однако, не умаляя достоинств и привлекательности всех этих дисциплин, отметим вершину шоссейных гонок – многодневки. Особое место среди них занимают так называемые Гранды – Тур де Франс, Джиро д’Италия и Вуэльта Испании.

Победы в Гранд турах зачастую ценятся выше олимпийского золота и чемпионата мира. Миллионы фанатов-болельщиков стоят вдоль многокилометровых этапов во Франции, Италии и Испании, где проходят Гранд туры. Более двух миллиардов телезрителей во всем мире с замиранием сердец следят за тем, как их любимые команды ведут тонкую тактическую борьбу на дистанции, как дружными усилиями велогонщики «везут» своих лидеров к победному финишу.

История многодневок, а начало было положено гонкой Тур де Франс, которую называют еще «Большой петлей», насчитывает более 100 лет. И с каждым годом накал борьбы все возрастает, количество болельщиков все увеличивается.

Куратор

Гарипова Гульназ Исмагиловна